Если сделать первые два абзаца текста маленькими, то никто и не заметит, что они лишние. Прочитает и не заметит. Как и тот, кому иностранные языки даются легко по той или иной причине, не заметит, как быстро он учит эти самые языки, как схватывает на лету, с каким удовольствием.
А если не быстро, если не легко, если так, что уже поперек горла? А надо, а хочется. Но не получается, хоть ты тресни. Слова не запоминаются, грамматика ускользает от понимания, ухо не слышит, глаз не видит текста, рот открыть невозможно.
Если вам вдруг кажется, что мы хвастаемся теми, кто выучил, сдал, получил что-то быстро и в самом лучшем виде, то вам не кажется. Хвастаться такими успехами легко, приятно и модно. Все хотят оглушительных побед, правда? Ведь мы работаем в таком месте, где ррраз – и ты на пьедестале, размахиваешь букетом цветов и поливаешь всех вокруг шампанским, — великолепная картина. Но нет.
Мы долго думали, как нам начать рассказывать о тех, кому сложно в пути. Проблема даже не в том, как об этом рассказывать, потому что можно же просто честно, без эпитетов. Проблема в том, что прочитать написанное можно как угодно. Например, мы напишем, что человек сдал экзамен В1 со второго захода, по нижней границе проходного балла, а до этого учил у нас язык два с лишним года, без перерывов. Вот вы как это прочитаете? А мы боимся, что именно так, да.
А вообще-то это победа. Вообще-то победы бывают разными. И если о чем-то не написано и не рассказано, это не значит, что этого не существует. И факт сданного экзамена вообще ни о чем не говорит, и полученный балл — не повод ни для каких выводов. Потому что только этот человек знает, какой крови стоил ему этот балл. Потому что только преподы, которые этого человека учили, знают, что перед нами самурай.
И мы бы хотели, чтобы именно это слово вы держали в голове, пока будете читать это текст. Если нужно, мы повторим его еще пару раз, чтобы вы не забывали. Повторяйте за нами: самурай — воин. Воином не рождаются, самураем становятся. Его главные качества — упорство, сила воли, мужество и честность по отношению к самому себе. Его оружие — это время. У самурая всегда есть учителя, это важно. Потому что путь самурая долог и непрост, и должен быть кто-то, кто не даст ему свернуть с этого пути. Держите это в голове, битте.
Да, вот так оно бывает с иностранными языками и людьми, которые их учат. Давайте, мы сразу напишем прямо и честно, а потом будем разбираться, ок? Бывает так, что язык не дается. Ну нет у человека склонности к изучению иностранных языков, память подводит, паззл в голове не складывается, фраза элементарная строится долго и болезненно. К математике вот есть склонность, а к языкам нет. Человек вообще, может, художник или музыкант, а то и химик талантливый. Он не тупой, не лентяй и не тормоз, ему просто сложно. С музыкой легко, а с иностранным языком засада. Да, черт возьми, он никогда не станет переводчиком. Но мы точно знаем, что он может стать самураем.
Учителям с такими учениками сложно. Особенно в группе. Мы часто берем их на индивидуальное обучение, и тогда становится еще четче видно, как человек пашет. То есть, чтобы вы лучше понимали, – самурай не прогуливает, не забивает на домашку, не отсиживается в кустах. Когда такой ученик после тысячи упражнений приносит грамотно написанный текст на тему “Мой обычный день”, это большая победа. Или когда говорит на иностранном языке 40 минут подряд, — с ошибками, но говорит, а до этого два года молчал. За такие победы не ставят баллов и не дают сертификатов. И сам ученик может и не рассказывать о них, — то, что для других легко и просто, стоило ему больших усилий.
Но ведь победы эти заслужены, и говорить о них еще как надо. Почему-то сами люди этого стесняются, а хвастаться и подавно считают, что нечем. А преподы знают и хранят тайну самураев. И да, пусть экзамен сдан не с первого раза. Да, пусть каждый из восьми курсов человек повторил дважды. Да, не все начинают говорить на иностранном языке с самого первого занятия. В конце концов, некоторые наши люди сдают экзамены на тройбаны. Зато сдают — все.
Вот только празднуем мы эти победы почему-то тихо, можно даже сказать, беззвучно, если говорить о публичном хвастовстве. Громко от них у нас только во внутренних корпоративных чатах. В них же слезы радости, вздохи облегчения, аплодисменты коллегам.
Мы долго пытались понять, почему так. Оттого ли, что сами не считаем такие успехи победами? Да нет же. Потому что сами люди просят нас об этом помалкивать? Нет, не оно. Хвастаться тут особо нечем, что ли? Ну прямо, еще как есть чем.
Собственно, когда мы долго пытаемся что-то понять, у нас это обычно получается. А тут нам еще и подсказали не раз, но в глаз.
Когда мы пишем о тех, кто был молниеносно успешен, мы пишем о нем, а не о себе. Ну правда, какая в том наша особая заслуга, если человек за два года с нуля дошел до уровня С1 и сдал на отлично экзамен? Нет тут никакой нашей особой заслуги. Это, конечно, немного обидно, но честно. Мы, безусловно, молодцы, что обеспечили уровень преподавания и компетентности, но медалька и кубок уходят ученику. Ну, потому что это он — способный, трудолюбивый и целеустремленный. Он бы и без нас справился. Может, чуть позже, может, чуть хуже. А может и лучше, все равно уже никто не узнает. Человек победу заслужил, а нам повезло.
Когда мы пишем о самураях, чтобы оставаться честными, нам нужно написать об их учителях, то есть о самих себе. Помните, мы просили вас держать в голове, что у самурая всегда есть сенсей? Так вот это оно, сложное, — похвалить себя.
Цена победы самурая ооочень четко распределяется между двумя ее соучастниками, — учеником и учителем. Иногда даже между несколькими учителями и одним учеником, а бывает, что и весь преподский коллектив задействован. Как так? Ну вот так, что собираемся вместе и ищем пути, способы и выходы: “А ты пробовал так? Можно еще попробовать сяк. Если не получается, то косяк, возможно, здесь.”
Тут нет везения, рассказывать о котором приятно и легко, словно ты это заслужил. Тут есть только очень большой труд и совершенно неинтересная рутина. Иногда кажется, что все, хватит, ничего уже не получится. Ресурсы исчерпаны, прогресса нет, вокруг сплошная трясина, — одну ногу вытащили, вторая увязла. В такие моменты нужно, чтобы кто-то в тебя верил и тащил-тянул за _чертову_увязшую_ногу_, — для этого есть учитель. Да и учителю нужно, чтобы кто-то в него верил и помогал советом, для этого есть коллеги.
Вот говорят же наши студенты, что нашим преподам не все равно. Это они правду говорят.
И вот еще неочевидное, но важное. “Не все равно” — это не значит пожалеть, поохать вместе или закрыть глаза на то, что что-то не получается. Когда тебе не все равно, ты говоришь: на, держи мою руку, цепляйся крепко, тащи свою ногу из болота, я тебя не отпущу.
Это непросто, но вот один самурай нам сегодня шепнул в ватсапе, что обрел свой меч. И что намерен сражаться дальше. Если самурай говорит, что он что-то сделает, он это выполнит. Ничто в этом мире не может помешать ему (с). Банзай!
TO&TJ